Иванцов В.В., к.т.н., доцент, заместитель генерального директора ЗАО "ЭРАСИБ"
Системы пылеприготовления (СПП) с мельницами-вентиляторами находят широкое применение на котлах энергоблоков, работающих на бурых и взрывоопасных углях, а также на фрезерном топливе. С помощью мельниц-вентиляторов (М-В) производится размол топлива, сушка топлива и транспорт готовой угольной пыли к горелкам котла. При этом система пылеприготовления должна обеспечить подготовку топлива высокого качества, гарантировать экономичность процесса сжигания топлива в заданных режимах работы котла, иметь высокую надежность и экономичность при минимальных капитальных и эксплуатационных затратах.
В настоящее время практическое применение находят системы пылеприготовления с мельницами-вентиляторами, имеющими постоянные обороты приводного вала. Однако такие системы имеют ряд недостатков, связанных с трудностями обеспечения высокого качества работы СПП при постоянных оборотах приводного вала М-В в условиях изменяющейся нагрузки котла и колебаний влажности исходного материала. Основным недостатком является несовершенство конструкции М-В как вентиляционной установки, связанное с совмещением размольной и вентиляционной функций в одном агрегате. В результате такого совмещения зависимость вентиляционной производительности М-В при постоянных оборотах приводного вала и изменении загрузки ее топливом происходит в нежелательном направлении, а именно, с увеличением расхода топлива через М-В существенно снижается вентиляционная производительность М-В, а уменьшение подаваемого топлива приводит к увеличению производительности М-В по газам. При постоянных оборотах вала М-В также затруднено регулирование сушильной производительности СПП при колебаниях влажности исходного топлива, что связано с трудностями изменения вентиляционной производительности М-В. При постоянных оборотах вала М-В дополнительно возникает проблема обеспечения работы котла с максимальным числом СПП для повышения экономичности при регулировании производительности котла. Устранить эти недостатки можно путем регулирования вентиляционной производительности М-В за счет изменения оборотов приводного вала М-В, а также путем изменения температуры сушильного агента за счет дросселирования всасывающего и напорного пылепроводов. Регулирование вентиляционной производительности М-В за счет регулирования оборотов в настоящее время не применяют из-за малой глубины регулирования подачи сушильного агента, ограниченной минимально допустимой скоростью аэросмеси в пылепроводе, и ухудшения размола топлива при снижении скорости колеса М-В, а используют дросселирование потока аэросмеси. Немаловажной причиной отказа от регулирования производительности М-В путем изменения оборотов приводного вала является высокая стоимость систем регулирования скорости приводных высоковольтных электродвигателей М-В. При этом известно (Волковинский В.А., Роддатис К.Ф., Толчинский Е.Н. Системы пылеприготовления с мельницами-вентиляторами.- М.: Энергоатомиздат, 1990. - 272 с.: ил.), что наибольшей глубины регулирования СПП с М-В и наилучших технико-экономических показателей можно достичь при одновременном использовании обоих способов регулирования: вентиляционной производительности М-В за счет изменения оборотов приводного вала и температуры сушильного агента за счет дросселирования. Поэтому поиск относительно недорогих способов регулирования вентиляционной производительности М-В путем регулирования оборотов приводного вала М-В является весьма актуальным.
При выборе электропривода для мельницы-вентилятора необходимо учитывать, что системы пылеприготовления с мельницами-вентиляторами относятся к взрывоопасным установкам и на них распространяются требования «Инструкции по обеспечению взрывобезопасности топливоподач и установок для приготовления и сжигания пылевидного топлива» (СО 153-34.03.352-2003). Согласно п.п. 3.4.11 «Инструкции» для снижения времени выбега роторов М-В, характеризующихся большим моментом инерции, их электроприводы должны оснащаться устройствами электродинамического торможения, обеспечивающими быстрый останов ротора мельницы-вентилятора при возникновении опасности взрыва угольной пыли. Большие значения момента инерции М-В также существенно увеличивают время пуска М-В и приводят к необходимости обеспечения высоких значений пускового момента приводного электродвигателя. В этих условиях становится малоэффективным использование тиристорных устройств плавного пуска и электродинамического торможения высоковольтных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.
В данной статье рассмотрен относительно недорогой вариант регулирования вентиляционной производительности мельниц-вентиляторов производства Сызранского завода тяжелого машиностроения (ОАО «Тяжмаш») за счет изменения оборотов приводного вала с помощью частотно-регулируемого электропривода с высоковольтными асинхронными электродвигателями с фазным ротором и преобразователями частоты типа «ЭРАТОН-ФР» производства ЗАО «ЭРАСИБ».
В Таблице 1 приведены основные параметры мельниц-вентиляторов производства ОАО «Тяжмаш» (г. Сызрань), а также тип и параметры высоковольтных асинхронных электродвигателей с фазным ротором (АД ФР), которые можно использовать в качестве приводных электродвигателей М-В.
Таблица 1
Тип и параметры мельницы-вентилятора производства ОАО «Тяжмаш» г. Сызрань | |||||||
Параметры М-В |
МВ 1600/ 400/ 980 |
МВ 2120/ 600/ 740 |
МВ 2700/ 650/ 590 |
МВ 2700/ 800/ 590 |
МВ 3300/ 700/ 490 |
МВ 3300/ 800/ 490 |
МВ 3400/ 900/ 490 |
Диаметр ротора, мм |
1600 |
2120 |
2700 |
2700 |
3300 |
3300 |
3400 |
Ширина мелющей лопатки, мм |
400 |
600 |
650 |
800 |
700 |
800 |
900 |
Частота вращения ротора, об/мин |
980 |
740 |
590 |
590 |
490 |
490 |
490 |
Маховый момент ротора, GD², кг·м² |
|
13360 |
37278 |
|
|
75600 |
76200 |
Мощность электродвигателя, кВт |
315 |
400 |
630 |
630 |
800 |
1000 |
1000 |
Тип и параметры приводных асинхронных электродвигателей с фазным ротором (АД ФР) | |||||||
Параметры АД ФР |
АКЗ-12-39-6 |
АКЗ-13-42-8 |
АКН2-15-57-10 |
АКН2-16-57-12 |
АКН2-17-48-12 | ||
Скорость, об/мин |
985 |
740 |
590 |
490 |
495 | ||
Мощность, кВт |
320 |
400 |
630 |
800 |
1000 | ||
КПД, % |
92,5 |
92,9 |
94,5 |
94,3 |
94,6 | ||
Номинальный момент, Нм |
3100 |
5160 |
10200 |
15600 |
19300 | ||
Перегр. способность |
2,3 |
2,0 |
2,3 |
2,4 |
2,3 | ||
ЭДС ротора, В |
560 |
600 |
850 |
990 |
1060 | ||
Ток ротора, А |
355 |
415 |
440 |
480 |
560 |
Для регулирования скорости электродвигателей с фазным ротором предлагается использовать частотно-регулируемые электроприводы на базе преобразователей частоты типа «ЭРАТОН-ФР» производства ЗАО «ЭРАСИБ», которые осуществляют частотное регулирование скорости электродвигателя по цепи ротора. Преобразователь частоты типа «ЭРАТОН-ФР» представляет собой реверсивный транзисторный инвертор напряжения с широтно-импульсной модуляцией, который устанавливается между цепью ротора и питающей сетью 0,4 кВ 50 Гц (непосредственно), или 6 кВ 50 Гц (через согласующий трансформатор). Однолинейные структурные схемы электропривода с АД ФР и преобразователем частоты «ЭРАТОН-ФР» показаны на рис. 1.
а б
Рис. 1. Однолинейные структурные схемы электропривода с АД ФР и «ЭРАТОН-ФР»
Силовая схема преобразователя частоты «ЭРАТОН-ФР» состоит из трехфазного мостового транзисторного инвертора напряжения, через силовой фильтр или трехфазный дроссель подключенного к выводам фаз обмотки ротора (контактным кольцам) двигателя, емкостного фильтра и трехфазного транзисторного активного выпрямителя напряжения (рекуператора). Активный выпрямитель (рекуператор) через трехфазный дроссель или «синусный» LC-фильтр подключается к вторичной обмотке согласующего трансформатора. Пример силовой схемы преобразователя частоты «ЭРАТОН-ФР» для электродвигателя с напряжением ротора до 600В показан на рис. 2. Для напряжения ротора более 600В используются более сложные силовые схемы преобразователя частоты на базе Н-мостов.
Рис. 2. Силовая схема преобразователя частоты «ЭРАТОН-ФР» для электродвигателя с напряжением ротора до 600В
Реверсивный транзисторный инвертор «ЭРАТОН-ФР» обеспечивает двухсторонний обмен энергией между цепью ротора электродвигателя и питающей сетью путем введения регулируемой ЭДС в цепь ротора. За счет регулирования величины и направления потока активной мощности в цепи ротора осуществляется регулирование величины и знака момента и скорости вала электродвигателя в широком диапазоне. Диапазон регулирования момента и скорости вала электродвигателя с инвертором «ЭРАТОН-ФР» в цепи ротора ограничен только предельно-допустимыми параметрами электродвигателя. При регулировании скорости в двигательном режиме преобразователи частоты «ЭРАТОН-ФР» обеспечивают возврат мощности скольжения из ротора асинхронного электродвигателя в питающую сеть. За счет этого из питающей сети потребляется только мощность, отдаваемая на вал электродвигателя, что обеспечивает значительную экономию электроэнергии при пуске и регулировании скорости асинхронных электродвигателей с фазным ротором по сравнению с введением сопротивления в цепь ротора.
В динамических режимах электропривод с инвертором «ЭРАТОН-ФР» может развивать высокий момент на валу электродвигателя (до 200% номинального) как в двигательном режиме, так и в режиме торможения. Большие значения момента электродвигателя позволяют осуществлять плавный пуск механизма с высоким моментом инерции за минимальное время при ограничении тока статора электродвигателя на заданном уровне (не более 200% номинального тока). При необходимости торможения механизма за минимальное время преобразователь частоты «ЭРАТОН-ФР» изменяет направление потока активной мощности в цепи ротора, что приводит к изменению знака момента электродвигателя и переводу электродвигателя в режим рекуперативного торможения с возвратом энергии вращающихся масс механизма в питающую сеть. При этом за счет создания высокого тормозного момента электродвигателем осуществляется рекуперативное торможение мельницы-вентилятора за минимальное время без дополнительных устройств электродинамического торможения.
При модернизации действующих электроприводов с электродвигателями с фазным ротором резисторно-контакторная пусковая станция может быть сохранена в качестве резервной (рис. 1). Во время работы инвертора «ЭРАТОН-ФР» пусковая станция отключается контактором. При этом пусковая станция резервируется в рабочем состоянии и может быть включена в любой момент времени для пуска и регулирования скорости электродвигателя, что повышает надежность электропривода.
Таким образом, частотно-регулируемый электропривод (ЧРЭП) с электродвигателем с фазным ротором (АД ФР) и преобразователем частоты типа «ЭРАТОН-ФР» может обеспечить плавный пуск М-В с ограничением тока электродвигателя на заданном уровне, плавное регулирование оборотов вала М-В и рекуперативное торможение с возвратом кинетической энергии вращающихся масс ротора М-В в питающую сеть с заданным тормозным моментом за минимальное время без дополнительных устройств электродинамического торможения.
Как отмечалось выше, одним из ограничений на применение регулируемого электропривода мельниц-вентиляторов является высокая стоимость пускорегулирующей аппаратуры для высоковольтных электродвигателей. С этой точки зрения частотно-регулируемый электропривод с АД ФР и преобразователем частоты «ЭРАТОН-ФР» в цепи ротора имеет существенные преимущества по сравнению с электроприводом на базе высоковольтных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором и высоковольтным преобразователем частоты в статоре электродвигателя. Как видно из анализа параметров цепи ротора асинхронных двигателей для мельниц-вентиляторов (Таблица 1), напряжение между кольцами АД ФР не превышает 1100 В, а ток ротора не превышает 560 А. С учетом этих особенностей преобразователь частоты в цепи ротора АД ФР может быть выполнен на низковольтных транзисторах с минимальным количеством транзисторно-диодных ячеек и стоимость такого преобразователя может быть существенно ниже стоимости преобразователя частоты в цепи статора высоковольтного электродвигателя.
В Таблице 2 приведены данные о стоимости преобразователей частоты типа «ЭРАТОН-ФР» для управления высоковольтными асинхронными электродвигателями с фазным ротором, которые можно использовать в качестве приводных электродвигателей мельниц-вентиляторов производства ОАО «Тяжмаш» (Таблица 1). Цены даны без учета НДС для структурной схемы электропривода, изображенной на Рис. 1. а. В данном варианте мощность скольжения ротора АД ФР в двигательном режиме работы электропривода возвращается в высоковольтную сеть 6 кВ 50 Гц через согласующий трансформатор. Цены в Таблице 2 указаны с учетом стоимости согласующего трансформатора «сухого» типа. Электропривод с преобразователями частоты «ЭРАТОН-ФР-ХХХ-2» может обеспечить плавное регулирование скорости М-В в диапазоне 50:1 без датчика положения вала электродвигателя. В динамических режимах пуска и рекуперативного торможения электропривод с преобразователем частоты «ЭРАТОН-ФР-ХХХ-2» может обеспечить перегрузку по моменту Кпм = 1,5 относительно номинального момента электродвигателя. При этом время торможения М-В от номинальной скорости до полной остановки при возникновении взрывоопасной ситуации не будет превышать значений, указанных в Таблице 2.
Таблица 2
Тип М-В |
МВ 1600/ 400/ 980 |
МВ 2120/ 600/ 740 |
МВ 2700/ 650/ 590 |
МВ 2700/ 800/ 590 |
МВ 3300/ 700/ 490 |
МВ 3300/ 800/ 490 |
МВ 3400/ 900/ 490 | ||
Частота вращения ротора, об/мин |
980 |
740 |
590 |
490 |
490 | ||||
Мощность электродвигателя, кВт |
315 |
400 |
630 |
800 |
1000 | ||||
Тип электродвигателя |
АКЗ-12-39-6 |
АКЗ-13-42-8 |
АКН2-15-57-10 |
АКН2-16-57-12 |
АКН2-17-48-12 | ||||
Тип преобразователя частоты |
ЭРАТОН-ФР-320-2 |
ЭРАТОН-ФР-400-2 |
ЭРАТОН-ФР-630-2 |
ЭРАТОН-ФР-800-2 |
ЭРАТОН-ФР-1000-2 | ||||
Цена ПЧ «ЭРАТОН-ФР» без НДС, тыс. руб. |
2650 |
3035 |
4090 |
4965 |
5610 | ||||
Время торможения М-В, сек. |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
8 |
Таким образом, частотно-регулируемый электропривод с электродвигателем с фазным ротором и преобразователем частоты типа «ЭРАТОН-ФР-ХХХ-2» может обеспечить плавный пуск мельниц-вентиляторов с ограничением тока электродвигателя на уровне 150% номинального тока электродвигателя, плавное регулирование оборотов вала М-В в требуемом диапазоне (до 50:1) и рекуперативное торможение с возвратом кинетической энергии вращающихся масс ротора М-В в питающую сеть с тормозным моментом 150% относительно номинального момента электродвигателя за минимальное время не более 8 (восьми) секунд без дополнительных устройств электродинамического торможения, что определяет перспективность использования данного типа электропривода для регулирования вентиляционной производительности мельниц-вентиляторов.