ЗАО «ЭРАСИБ» разработало и предлагает к поставке ряд комплектных частотно-регулируемых электроприводов на базе низковольтных (0,69 кВ) рекуперативных транзисторных преобразователей частоты типа «ЭРАТОН-М5-Р-3» собственной разработки и производства и низковольтных (0,66-0,69 кВ) асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором (АДКЗ), например, типа АЧРО и АДЧРС производства ООО «НПО «ЛЭЗ» (г. Санкт-Петербург).
Комплектный электропривод разработан для редукторных шахтных подъемных машин (ШПМ) с одним и двумя приводными электродвигателями номинальной мощности от 500 до 1250 кВт. Преобразователи частоты типа «ЭРАТОН-М5-Р-3» производства ЗАО «ЭРАСИБ» могут управлять низковольтными (0,66-0,69 кВ) асинхронными и синхронными электродвигателями любых производителей по выбору Заказчика, например, электродвигателями производства фирм «Силовые машины», СИМЕНС, АВВ и др. без потери качества и надежности управления ШПМ. В комплекте с электроприводом может поставляться система автоматизированного управления и контроля подъемной машиной (САУК ПМ) и система стволовой сигнализации и связи (САУК ССС), например, разработки и производства АО «СИНТЭП» (г. Новосибирск).
На рисунке 1 показана структурная схема силовых цепей преобразователя «ЭРАТОН-М5-Р-3».
Рисунок 1. Структурная схема силовых цепей преобразователя частоты «ЭРАТОН-М5-Р-3»
Силовая схема преобразователя частоты (рисунок 1) содержит входной силовой фильтр, активный входной выпрямитель-рекуператор, накопительный конденсатор (НК) в звене постоянного тока, выходной транзисторный инвертор и выходной силовой фильтр dU/dt, или «синусный» LC-фильтр. Питание преобразователя частоты осуществляется от сети 6 кВ 50 Гц через сухой понижающий трансформатор. Входной силовой фильтр и входной активный выпрямитель-рекуператор обеспечивают синусоидальный ток в питающей сети. Выходной инвертор напряжения с синусоидальной ШИМ в комбинации с выходным силовым «синусным» фильтром обеспечивают синусоидальное напряжение и ток в обмотках электродвигателя с коэффициентом искажения менее 2%. По согласованию с производителем электродвигателей для снижения стоимости преобразователя частоты возможна замена выходного «синусного» фильтра на фильтр защиты двигателя от перенапряжений (фильтр dU/dt). За счет активного выпрямителя и выходного инвертора напряжения с накопительным конденсатором в звене постоянного тока (НК) из питающей сети потребляется только активная мощность. Система управления преобразователями «ЭРАТОН-М5-Р-3» цифровая микропроцессорная.
В Таблице представлены параметры ряда транзисторных преобразователей «ЭРАТОН-М5-Р-3», разработанных для электропривода ШПМ с приводными электродвигателями номинальной мощности 500, 630, 800, 1000 и 1250 кВт. Все преобразователи ряда рассчитаны на номинальное выходное напряжение 690В и выходную частоту до 65 Гц. Преобразователи выдерживают длительно номинальный ток нагрузки и в течение 60 секунд максимальный ток нагрузки. Конструктивно преобразователи «ЭРАТОН-М5-Р-3» выполняются в виде шкафов с односторонним обслуживанием со степенью защиты IP54. Охлаждение преобразователей принудительное воздушное.
Система управления электроприводом с преобразователями «ЭРАТОН-М5-Р-3» - цифровая двухконтурная система автоматического регулированием момента и скорости с использованием сигнала от цифрового датчика положения вала электродвигателя (энкодера).
Система управления разработана с учетом особенностей многоканатной подъемной машины со шкивом трения, которые заключаются в отсутствии жесткой кинематической связи между шкивом трения и канатами. Эта особенность может приводить к проскальзыванию канатов по шкиву трения, пробуксовке шкива относительно канатов и колебанию канатов с угрозой аварии ШПМ.
Проскальзывания и колебания в канатах возникают при ступенчатом или резком изменении момента на шкиве трения. Поэтому разработанная ЗАО «ЭРАСИБ» система управления исключает «рывки» электромагнитного момента на валу электродвигателя за счет реализации следующих функций:
- Система управления формирует S-образную тахограмму разгона электродвигателя с плавным изменением во времени электромагнитного момента электродвигателей.
- В системе регулирования применены адаптивные регуляторы с изменяемыми коэффициентами передачи в функции времени и скорости.
- Применена интеллектуальная установка начальных условий регулятора скорости.
Пример Технического предложения на поставку комплектного частотно-регулируемого электропривода и САУК ПМ:
«Комплектный частотно-регулируемый двухдвигательный электропривод и система автоматизированного управления и контроля САУК ПМ по «Техническому заданию на модернизацию (техническое перевооружение) привода клетевой шахтной подъемной машины МК 3,25х4 pn шахты «Северопесчанская» ОАО «Богословское рудоуправление».
Предлагается к поставке комплектный двухдвигательный частотно-регулируемый электропривод на базе низковольтных (0,69 кВ) рекуперативных транзисторных преобразователей частоты с микропроцессорным управлением типа «ЭРАТОН-М5-630-Р-3» (630 кВт, 0,69 кВ, 0-65 Гц) разработки и производства ЗАО «ЭРАСИБ» и низковольтных (0,69 кВ) асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором (АДКЗ) типа АЧРО-630-0,69-500УХЛ4 (630 кВт, 500 об/мин) производства ООО «НПО «ЛЭЗ» (г. Санкт-Петербург), а также система автоматизированного управления и контроля подъемной машиной (САУК ПМ) разработки и производства АО «СИНТЭП» (г. Новосибирск).
Однолинейная структурная схема электропривода с низковольтными (0,69 кВ) асинхронными электродвигателями с короткозамкнутым ротором (АДКЗ) показана на рисунке 2.
Рисунок 2. Однолинейная структурная схема электропривода ШПМ с низковольтными АДКЗ и САУК ПМ.
На рисунке 2 показаны два понижающих (6/0,69 кВ) трансформатора (Т1, Т2) «сухого» типа мощностью 800 кВА, которые питают низковольтные транзисторные рекуперативные преобразователи частоты типа «ЭРАТОН-М5-630-Р-3». Выходы преобразователей частоты подключены к статорам асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором (М1, М2) типа АЧРО-630-0,69-500УХЛ4. Вал каждого электродвигателя через понижающий редуктор соединен с приводным валом барабана ШПМ. Обязательными элементами электропривода ШПМ с приводными АДКЗ являются цифровые датчики положения вала электродвигателей (энкодеры BS1, BS2). Связь преобразователей частоты между собой и с системой управления ШПМ осуществляется через контроллер связи (КС СУ ШПУ). Преобразователи частоты «ЭРАТОН-М5-630-Р-3» разработки и производства ЗАО «ЭРАСИБ» представляют собой двухуровневые рекуперативные транзисторные преобразователи частоты с синусоидальной широтно-импульсной модуляцией. Структурная схема силовых цепей преобразователя «ЭРАТОН-М5-630-Р-3» показана на рисунке 1.
Основные параметры преобразователя частоты «ЭРАТОН-М5-630-Р-3»:
- Номинальная мощность подключаемого электродвигателя – 630 кВт.
- Номинальный ток нагрузки – 726А.
- Номинальное выходное напряжение – 690В.
- Выходная частота – от 0 до 65 Гц.
- Допустимая перегрузка – 160% в течение 60 секунд.
- Метод регулирования момента электродвигателя – векторное управление с датчиком.
- Степень защиты преобразователя – IP54.
- Защитные функции:
- пониженное напряжение;
- перенапряжение;
- перерегулирование/перегрузка;
- замыкание на землю;
- короткое замыкание;
- защита от опрокидывания;
- защита от блокировки двигателя;
- перегрев двигателя;
- перегрев преобразователя;
- блокировка параметров.
- Габариты (ВхШхГ) – 2200х4000х600 мм.
- Количество шкафов одностороннего обслуживания – 4 шт.
- Масса – 2000 кг.
Основные параметры асинхронного электродвигателя АЧРО-630-0,69-500УХЛ4:
- Номинальная мощность – 630 кВт.
- Номинальное напряжение – 690В.
- Частота электрического тока – 50 Гц.
- Номинальный ток статора – 726А.
- Синхронная частота вращения – 500 об/мин.
- Номинальная частота вращения – 496 об/мин.
- КПД – 95,5%.
- Коэффициент мощности – 0,76.
- Режим работы – S5.
- Степень защиты двигателя – IP54.
Система автоматизированного управления и контроля подъемной машиной САУК ПМ производства АО «СИНТЭП» предназначена для решения на современном уровне задач эффективности и безопасности работы шахтной подъемной установки.
Для решения этих задач САУК ПМ реализует следующие возможности:
- 100% резервирование шкафов управления.
- 100% дублирование датчиков – по комплекту для каждого шкафа.
- Непрерывный контроль всех параметров безопасности подъемной машины.
- Оптимальное управление механизмами подъемной машины.
- Постоянный мониторинг ситуации и обеспечение условий для своевременного принятия предупредительных и защитных мер по обеспечению безопасной работы подъемной машины.
- Предоставление оперативному и обслуживающему персоналу обширной, своевременной и достоверной информации о текущих и зарегистрированных в базе данных режимах работы ШПУ в виде мнемосхем, графиков, таблиц на экранах пульта машиниста и пульта механика.
- Регистрацию, хранение и автоматизированное воспроизведение информации о работе подъемной машины за требуемый интервал времени.
САУК ПМ обеспечивает возможность управления подъемной машиной в следующих режимах:
- Автоматический: возможен при работе ПМ в режиме «Груз». Запуск машины выполняется автоматически по сигналам загрузки/разгрузки подъемного сосуда, задание скорости выполняется по командам, задаваемым устройствами контроля положения сосудов, останов по сигналам копровых датчиков положения. Данный режим реализуем только при условии наличия автоматизированного загрузочного устройства.
- Полуавтоматический: порядок управления такой же, как при автоматическом запуске, но начальную команду пуска задает машинист подъема с пульта управления. При работе подъемной машины в режиме «Груз» машинист нажимает кнопку отправки клети на участок загрузки, далее клеть, без участия машиниста, опускается на загрузку. При работе подъемной машины в режиме «Люди» машинист по согласованию со стволовым (или людьми, находящимися в клети, с помощью ВЧ-связи) нажимает кнопку отправки клети на выбранный горизонт. Перемещение и остановка клети на выбранном горизонте происходит без дополнительного вмешательства машиниста и стволового.
- Ручной: команды пуска, останова, задание скорости выполняет машинист подъема с пульта управления. Ручной режим может использоваться во всех режимах работы (груз/люди/ревизия). Машинист может запускать и останавливать подъем при любом положении скипа/клети-противовеса в стволе.
Применение САУК ПМ приводит к значительному повышению экономической эффективности технологического процесса грузо-людских подъемных машин:
- Работа в полуавтоматическом режиме исключает задержки при формировании управляющих воздействий машиниста подъема, что существенно увеличивает общую производительность подъемной машины.
- Движение на всех участках траектории выполняется с максимально разрешенной скоростью.
- Предохранительное торможение выполняется только в обоснованных случаях.
САУК ПМ выполняет следующие основные функции:
- Защита подъемной машины при выходе значений параметров безопасности за допустимые пределы, заданные в виде уставок срабатывания.
- Контроль исправности элементов, узлов и блоков, выход из строя которых приводит к потере защитных функций системы.
- Блокировка, не допускающая самовосстановления системы после исчезновения или устранения причины срабатывания защит.
- Взаимная проверка скорости (защита от пробуксовки и проскальзывания каната), выполняемая сравнением скорости канатоведущего шкива со скоростью отклоняющего шкива. Ситуация "Проскальзывание канатов" определяется, если скорость каната больше скорости канатоведущего шкива.
- Выдача в заданных точках пути путевых команд, необходимых для безопасного управления и защиты ШПУ.
- Контроль цепи тормоза предохранительного (ТП) и определение причин его срабатывания.
- Контроль состояния и положения оборудования ШПУ по сигналам соответствующих датчиков и выдача сообщений.
- Контроль идентичности работы резервированных каналов ШУГ и ШУЛ и выдача сигнала "запрет пуска".
- Визуализация заданных режимов работы, местоположения подъёмных сосудов в стволе, скорости движения (тахограмм), а также значений фактической скорости движения, пройденного пути, токов электродвигателя, состояния тормозной системы.
- Регистрация, хранение, архивирование состояний и режимов работы ШПУ.
- Воспроизведение исторической информации за указанный период времени.
САУК ПМ обеспечивает полноценную замену электромеханических устройств контроля и отображения информации, применяемых на подъемной установке:
- Аппарата задания и контроля хода (АЗК, АКХ).
- Устройства регистрации параметров (УРП).
- Ограничителей скорости (РОС, ЭОС).
- Реле обратного хода (РОХ).
- Аппарата защиты от пробуксовки и проскальзыванию канатов (АЗП).
- Сельсинных указателей глубины (положения подъемных сосудов в стволе).
- Стрелочных указателей скорости движения подъемных сосудов и самопишущих скоростемеров.
Программно-технические средства САУК ПМ включают в себя следующие группы оборудования:
- Датчики, в т.ч. импульсные датчики, датчики синхронизации и датчики положения (нижний уровень).
- Шкаф автоматического ввода резерва АВР с функциями ШС, предназначенный для питания низковольтных потребителей по I категории электроснабжения (нижний уровень).
- Шкаф коммутации ШК (нижний уровень).
- Шкаф управления главный ШУГ, предназначенный для контроля, диагностики, защиты и сигнализации состояния ПМ (средний уровень).
- Шкаф управления локальный (ШУЛ), предназначенный для контроля, диагностики, защиты и сигнализации состояния ПМ (средний уровень).
- Пульт управления подъемной машиной ПУ ПМ с функциями телесигнализации, телезащиты и связи, оснащенный диагностическим пультом механика подъема с лицензионным и прикладным программным обеспечением.
- Сетевые средства, обеспечивающие внутри- и межуровневый обмен данными, а также обмен данными с существующей системой стволовой сигнализации и связи и оборудованием силового электропривода.
За консультацией обратитесь к нашим специалистам по телефону либо по электронной почте, указанным в верхней части сайта, и Вы получите предложение с учетом специфики вашего предприятия и с учетом расходов на доставку, проектные работы, шефмонтаж и пуско-наладочные работы.