Традиционный электропривод переменного тока шахтной подъемной машины (ШПМ) содержит высоковольтные асинхронные электродвигатели с фазным ротором (АДФР), высоковольтные статорные реверсоры, роторные пусковые резисторно-контакторные станции управления (ПРКС) и станции динамического торможения (СДТ). Однолинейная структурная схема традиционного двухдвигательного электропривода переменного тока ШПМ показана на рисунке 1.
Рисунок 1
Упомянутый привод имеет существенные недостатки, которые заключаются в следующем:
- использование коммутационной аппаратуры для пуска и регулирования скорости ограничивает по мощности применение асинхронного привода;
- асинхронный электропривод с роторной резисторно-контакторной станцией управления и динамическим торможением не обладает регулировочными качествами, необходимыми для ШПМ, не обеспечивает высокую точность управления и не позволяет автоматизировать управление ШПМ, что приводит к снижению производительности подъема;
- при разгоне, торможении и работе ШПМ на пониженной скорости расходуется значительная электроэнергия, идущая на нагрев роторных сопротивлений ПРКС, нагрев электродвигателя и износ механических тормозов. Непроизводительно расходуемая электроэнергия повышает себестоимость продукции и снижает прибыль;
- асинхронный электропривод с пусковой резисторно-контакторной станцией потребляет из сети значительную реактивную мощность, которую необходимо оплачивать, либо компенсировать достаточно дорогими компенсаторами реактивной мощности.
Замена пусковой роторной резисторно-контакторной станции управления и станции динамического торможения на роторный тиристорный преобразователь частоты с микропроцессорной системой управления и регулирования типа «ЭРАТОН-ФР(АТК)» позволяет устранить перечисленные выше недостатки электропривода переменного тока с асинхронными электродвигателями с фазным ротором.
Преобразователь частоты типа «ЭРАТОН-ФР(АТК)» обеспечивает:
- плавный пуск и регулирование скорости вала АДФР без датчика положения вала электродвигателя, либо с датчиком скорости (тахогенератором);
- выравнивание моментов электродвигателей во всем диапазоне скоростей вала;
- высокую перегрузочную способность электропривода ШПМ;
- рекуперативное торможение электропривода с возвратом мощности с вала в питающую сеть;
- существенное снижение потребления из сети активной мощности, которая передается на вал электродвигателей с минимальными потерями и высоким КПД.
Однолинейная структурная схема электропривода ШПМ с роторными тиристорными преобразователями частоты типа «ЭРАТОН-ФР(АТК)» показана на рисунке 2. Согласно схеме между ротором каждого электродвигателя (Д1, Д2) и питающей сетью (6 кВ, 50 Гц) устанавливается тиристорный преобразователь частоты «ЭРАТОН-ФР(АТК)», который подключается к сети 6 кВ через согласующий трансформатор (Тр1, Тр2) и механический высоковольтный разъединитель (ВР1, ВР2).
Рисунок 2
За счет регулирования момента и скорости АДФР с помощью роторных тиристорных преобразователей типа «ЭРАТОН-ФР(АТК)» электропривод ШПМ обеспечивает:
- выбор зазоров в механических передачах и плавное натяжение канатов в паузах между пусками ШПМ;
- формирование с высокой точностью требуемой многопериодной диаграммы скорости подъемной машины независимо от изменения нагрузки;
- плавный разгон сосудов ШПМ за заданное время без потерь мощности в цепи ротора электродвигателя;
- стабилизацию скорости сосудов ШПМ в периоды равномерного движения с точностью не хуже 1% независимо от степени уравновешенности и характера изменения концевых усилий;
- выравнивание нагрузки электродвигателей на всех интервалах движения сосудов ШПМ;
- рекуперативное торможение с возвратом энергии движущихся масс в питающую сеть;
- замедление сосудов ШПМ за заданное время с формированием требуемого усилия любого знака;
- рекуперативное торможение электродвигателей с возвратом энергии движущихся масс в питающую сеть в периоды замедления сосудов ШПМ при формировании отрицательных тормозных усилий;
- малое время замедления и высокую точность остановки ШПМ без применения механического тормоза, который включается только после полной остановки ШПМ;
- работу ШПМ на пониженных скоростях в режимах маневрирования, дотягивания, постановки на кулаки, движения в разгрузочных кривых, осмотра ствола шахты без непроизводительных потерь времени и электроэнергии в роторной управляющей станции.
Электропривод с преобразователями «ЭРАТОН-ФР(АТК)» позволяет повысить производительность ШПМ за счет сокращения интервалов движения сосудов ШПМ с малой скоростью и формирования требуемой диаграммы скорости с высокой точностью.
За счет обеспечения высокой точности управления с плавным замедлением и точной остановкой сосудов ШПМ электропривод «ЭРАТОН-ФР(АТК)» исключает проскакивания и удары клети, удары скипа по разгрузочным кривым, что продлевает срок службы механизмов и снижает эксплуатационные затраты.
Электропривод с ПЧ «ЭРАТОН-ФР(АТК)» обеспечивает снижение потребления активной мощности более чем на 30% по сравнению с традиционным электроприводом на базе пусковой резисторно-контакторной станции. Однако установка тиристорного преобразователя приводит к росту потребления реактивной мощности из питающей сети при несинусоидальном токе, что зачастую приводит к необходимости установки дополнительного фильтро-компенсирующего оборудования.
При модернизации действующих электроприводов с электродвигателями с фазным ротором пусковая резисторно-контакторная станция (ПРКС) и станция динамического торможения (СДТ) могут быть сохранены в качестве резервного электропривода. На рисунке 3 показана однолинейная структурная схема двухдвигательного электропривода ШПМ после модернизации с применением роторных преобразователей частоты «ЭРАТОН-ФР(АТК)» и с резервированием. В силовой схеме электропривода (рисунок 3) после модернизации сохранено в качестве резервного все оборудование традиционного электропривода с ПРКС и СДТ (рисунок 1). Во время работы преобразователей «ЭРАТОН-ФР(АТК)» пусковые станции отключается низковольтными переключателями (НП1, НП2). При этом, пусковые станции (ПРКС) и станции торможения (СДТ) резервируется в рабочем состоянии и могут быть включены в любой момент времени для пуска и регулирования скорости электродвигателей. Такая возможность повышает надежность электропривода ШПМ.
Рисунок 3
Модернизация ШПМ переменного тока с заменой пусковой резисторно-контакторной станции и станции динамического торможения на электропривод с преобразователями производится на действующей установке без прекращения ее работы. Предварительно выполняется монтаж преобразователей «ЭРАТОН-ФР(АТК)» на свободных площадях без остановки работающей ШПМ. После окончания монтажа в кратковременные паузы в работе ШПМ проводится настройка электропривода с ПЧ «ЭРАТОН-ФР(АТК)», после чего электропривод «ЭРАТОН-ФР(АТК)» вводится в работу простым переключением контакторов НК1 и НК2. Пусковая резисторно-контакторная станция и станция динамического торможения сохраняются в работоспособном состоянии в горячем резерве, что обеспечивает резервирование электропривода ШПМ. На применение преобразователей частоты «ЭРАТОН-ФР(АТК)» на опасных производственных объектах, в том числе и на шахтах, имеется разрешение № РРС 00-38883 федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Транзисторный преобразователь «ЭРАТОН-ФР» или тиристорный преобразователь «ЭРАТОН-ФР(АТК)» в электроприводе шахтной подъемной машины?
Электропривод с роторными тиристорными преобразователями «ЭРАТОН-ФР(АТК)» обеспечивает регулирование скорости шахтной подъемной машины с показателями, близкими к показателям электропривода с роторными транзисторными преобразователями типа «ЭРАТОН-ФР». Также электропривод типа АТК существенно снижает потребление активной мощности из питающей сети, как за счет возврата мощности скольжения ротора в питающую сеть, так и за счет рекуперативного торможения электропривода аналогично электроприводу с роторным транзисторным преобразователем типа «ЭРАТОН-ФР».
Основные недостатки электропривода с тиристорным преобразователем «ЭРАТОН-ФР(АТК)» связаны с потреблением значительной реактивной мощности и мощности искажения из питающей сети, с зависимостью работоспособности тиристорного преобразователя в режимах инвертирования энергии от изменений напряжения питающей сети, а также с ограниченной нагрузочной способностью в тормозных режимах. Ограниченная нагрузочная способность в тормозных режимах определяется риском возникновения аварийных режимов срыва инвертирования тиристорного преобразователя при провалах напряжения питающей сети. Срыв инвертирования в режиме торможения приведет к резкому снижению тормозного момента электродвигателей и включению аварийного предохранительного торможения. Для исключения этих аварийных режимов при значительных колебаниях напряжения питающей сети система управления тиристорным преобразователем снижает ток и момент электродвигателя в режимах торможения до уровня, исключающего срыв инвертирования преобразователя. Это приводит к снижению ускорения торможения, увеличению времени торможения и росту времени цикла подъема/спуска грузов. Таких проблем не возникает при использовании роторных транзисторных преобразователей частоты типа "ЭРАТОН-ФР", которые собираются на полностью управляемых транзисторах, коммутируемых без участия напряжения питающей сети. Транзисторные преобразователи "ЭРАТОН-ФР" обеспечивают минимальное время торможения и время цикла подъема/спуска груза при значительных колебаниях напряжения питающей сети."
По сравнению с транзисторным преобразователем «ЭРАТОН-ФР» в роторе высоковольтного электродвигателя тиристорный преобразователь «ЭРАТОН-ФР(АТК)» имеет меньшую стоимость. Относительно небольшая стоимость «ЭРАТОН-ФР(АТК)» обеспечивает меньший срок окупаемости затрат на приобретение преобразователя, если применение АТК не приводит к необходимости дополнительного увеличения мощности кабельного хозяйства и питающих подстанций, либо дополнительной установки дорогостоящих фильтро-компенсирующих устройств. Учет этих обстоятельств требует комплексного подхода к выбору варианта электропривода с конкретным типом роторного преобразователя.
С учетом перечисленных недостатков целесообразно рекомендовать электропривод с тиристорным преобразователем «ЭРАТОН-ФР(АТК)» для применения в установках, где перечисленные недостатки не играют существенной роли, и не приводят к снижению качественных показателей электропривода. Например, можно рекомендовать электропривод типа АТК в шахтных подъемных установках, не требующих торможения с высокими тормозными моментами, например, в грузовых скиповых установках неглубоких шахт, а также во вспомогательных клетевых шахтных установках с относительно редкими подъемами/спусками, допускающими движение с относительно малыми скоростями и замедляющими ускорениями.
Опыт внедрения
В 2017 году ЗАО «ЭРАСИБ» разработало и изготовило роторные тиристорные преобразователи «ЭРАТОН-ФР-1250-1300-600 (АТК)» (1250 кВт) для модернизации вспомогательного клетевого подъема с шахтной подъемной машиной 1-6х2,8Д шахты «Ново-Кальинская» (АО «СУБР» г. Североуральск).
В комплект поставки оборудования входит:
- тиристорный преобразователь ЭРАТОН-ФР-1250-1300-600 (АТК) – 2 шт.;
(ТУ 3416-009-04747397-2008) - согласующий сухой трансформатор (Т) мощностью 1,6 МВА – 2 шт.;
- дроссель типа СРОС(З)-800-2мГн – 2 шт.;
- реверсор высоковольтный (Р) – 2 шт.;
(ТУ 3414-014-04747397-2016) - устройство комплектное распределительное КРУ-6-02 (КРУ1, КРУ2) – 2 шт.;
(ТУ 3414-015-04747397-2016) - устройство комплектное распределительное КРУ-6-03 (КРУ3, КРУ4) – 2 шт.;
(ТУ 3414-015-04747397-2016) - шкаф низковольтного переключателя (ШНП1, ШНП2) – 2 шт.;
- контроллер связи системы управления (КС СУ ШПМ) – 1 шт.
Тиристорные преобразователи «ЭРАТОН-ФР-1250-1300-600 (АТК)» предназначены для управления асинхронными электродвигателями с фазным ротором (АДФР) типа АКН-2-19-47-24УХЛ4 (1250 кВт, 250 об/мин, Up=1300B, Ip=600A), которые установлены на ШПМ шахты «Ново-Кальинская» в комплекте с резисторно-контакторными пусковыми станциями (ПРКС) и станциями динамического торможения (СДТ).
С учетом отмеченных выше ограничений по провалам напряжения сети и тормозным режимам электропривода типа АТК, преобразователи «ЭРАТОН-ФР(АТК)» обеспечивают работу ШПМ шахты «Ново-Кальинская» при условии: 1) ограничения максимальной скорости клети 7,5 м/с; 2) отклонения напряжения питающей сети от -5% до +5% от номинального. Поскольку подъем вспомогательный с относительно редкими подъемами/спусками, энергоснабжающая сеть мощная, без провалов напряжения, был выбран более дешевый вариант электропривода с тиристорными преобразователями «ЭРАТОН-ФР(АТК)».
Основные технические параметры оборудования для шахты «Ново-Кальинская»:
Наименование параметра | Размерность | Величина |
---|---|---|
Входное напряжение силовых цепей | В | 3×6000 |
Входное напряжение цепей управления | В | 3×380 |
Максимальное выходное напряжение | В | 3×1300 |
Номинальный выходной ток | А | 600 |
Максимальная частота вращения вала электродвигателя
(скорость подъема/спуска 7,5 м/с) | об/мин | 226 |
Степень защиты | IP21 | |
Вид климатического исполнения |
УХЛ4
(от плюс 1 °С до плюс 40 °С); | |
Способ охлаждения | принудительное воздушное |
Массогабаритные показатели оборудования для шахты «Ново-Кальинская»:
Позиция | Габариты (ВхШхГ,мм) | Масса, кг |
---|---|---|
ТП «ЭРАТОН-ФР-1250-1300-600 (АТК)» | 2200х800х800 | 400 |
Трансформатор (Тр) | 2310х2180х1430 | 2800 |
Дроссель L1, L2 | 1750х820х650 | 840 |
Шкаф КРУ-6-02 (КРУ1, КРУ2) | 1850х1100х800 | 260 |
Шкаф КРУ-6-03 (КРУ3, КРУ4) | 1850х900х800 | 250 |
Реверсор высоковольтный (Р) | 2250х900х870 | 490 |
Шкаф ШНП (ШНП1, ШНП2) | 1750х600х600 | 125 |
Шкаф КС СУ ШПМ | 800х650х240 | 20 |
Как заказать роторный преобразователь для шахтной подъемной машины
Для заказа электропривода шахтной подъемной машины заполните опросный лист. Заполненный опросный лист отправьте по электронной почте, указанной в верхней части сайта.
За консультацией обратитесь к нашим специалистам по телефону либо по электронной почте, указанным в верхней части сайта, и Вы получите предложение с учетом специфики вашего предприятия и с учетом расходов на доставку, проектные работы, шефмонтажные и пусконаладочные работы.